Творческий сайт Александра Иванова

   "Титаник" - трагедия века или афера века?
 
 
   12 октября 1492 года матрос каравеллы Колумба Родриго де Триана взволнованно крикнул
"Земля!". Этот день стал не только днем открытия Нового Света... но и грянувший выстрел с
корабля ознаменовал открытие Атлантики как моста соединившего Европу и Америку.
Тысячи паломников ринулись на освоение новых земель, ища лучшей доли. Если
путешествие через Атлантику на парусном судне было опасно и нередко затягивалось на
несколько месяцев, т.к. парусные суда были полностью подчинены силам природы. То с
развитием кораблестроения и появлением парового двигателя на судах путешествие стало
прогнозируемым и менее опасным. Перевозки пассажиров и эмигрантов через Атлантику
приносили огромные доходы, поэтому между пароходными компаниями разгорелась
ожесточенная борьба за пассажиров. Именно для Атлантики строились самые большие и
самые красивые пассажирские суда. Именно здесь был учрежден переходящий приз
"Голубая лента" самому быстрому лайнеру на марафонской дистанции между Старым и
Новым светом. Британская почтовая служба заключала контракты на перевозку своей почты
только с самыми быстроходными судами, эти контракты были очень выгодны и престижны.
Гонки лайнеров стали национальным видом спорта, на них заключались пари и
делались
ставки на тотализаторах, как на скаковых лошадей. Судоходные кампании всячески
поощряли экипажи судов за каждый дополнительный узел скорости, несли колоссальные
издержки, но все сторицей окупалось! Лайнер - обладатель "Голубой ленты" - сразу же
становился фаворитом у пассажиров и, несмотря на более высокие цены, билеты на него
раскупались заранее на несколько месяцев вперед. Конструкторская мысль тоже не стояла
на месте, все силы были брошены на борьбу за скорость и нередко превращая корабли в
сплошное скопище котлов, машин и пр. механизмов в ущерб пассажирам. Поэтому рано или
поздно владельцы судоходных компаний должны были прийти к мысли, что лучше: на
несколько часов сократить семисуточный переход через Атлантику, испытывая неудобства
и заплатив за это огромные деньги, или плыть чуть медленнее, но зато в роскоши и с
удобствами, каких не было ни на одном корабле мира!


   Идею построить такие суда выдвинул совладелец судостроительной компании "Харланд
энд Вольф" (Белфаст) лорд Джеймс Пирри при встрече с директором компании "УАЙТ СТАР
ЛАЙН" Дж.Брюсом Исмей в 1907 году. Компания "УАЙТ СТАР ЛАЙН" уступила "пальму"
первенства тогда другой британской судоходной компании "КУНАРД ЛАЙН", построившей
суперлайнеры "Мавритания" и "Лузитания" - последние обладатели "Голубой ленты" перед
Первой Мировой войной. Было запланировано строительство трех однотипных
суперлайнеров, что позволило бы сделать рейсы через Атлантику регулярными раз в
неделю. Самой фирме "УАЙТ СТАР ЛАЙН" такой проект реализовать было не под силу,
поэтому были привлечены финансы крупнейшего американского магната Дж. Пиерпонта
Моргана, который по сути и являлся владельцем "Титаника". Первым был заложен
"Олимпик" 16 декабря 1908 года в Белфасте в специально построенном эллинге на верфи
"Харланд энд Вольф" под килевым № 400. Вторым стал "Титаник", заложенный несколько
позднее, 31 марта 1909 года под килевым № 401. Это были революционные и действительно
выдающиеся произведения технической культуры начала XX века. Еще в стадии постройки
этим суперлайнерам уделялось очень много внимания в печати, создавая им рекламу
непотопляемых плавучих дворцов. Корпуса лайнеров были разделены пятнадцатью
водонепроницаемыми переборками, дверцы которых захлопывались при нажатии всего
одной единственной кнопки, расположенной на капитанском мостике. Но на самом деле
лайнеры класса "Олимпик" не имели водонепроницаемости в подлинном смысле этого
слова, т.к. водонепроницаемые переборки были выше ватерлинии всего на два с половиной
фута (0,762 м.) и не закрывались сверху единой палубой, что потом было подтверждено
трагедией с "Титаником". О роскоши лайнеров тоже написано много. На восьми главных
палубах размещались каюты для 735 пассажиров первого класса, 674 второго и 1026
третьего. В сумме это составляло 2435 пассажиров, которых обслуживал персонал примерно
в 500 человек, еще 325 человек обслуживало силовую установку и др. вспомогательные
механизмы под руководством 66 человек, включая сюда капитана, семерых его помощников
и др. специалистов. Отделение для пассажиров первого класса имело площадку для игры в
сквош, гимнастический зал, рестораны и бары, бассейн и турецкую баню, а широкие
прогулочные дорожки и стеклянные потолки придавали судну дух поствикторианской
эпохи. Газетчики, захлебываясь от восторга, сообщали, что длина судна равна трем
городским кварталам (268 метров), а водоизмещение равнялось 66 000 тонн и приводило в
движение эту массу металла, грузов и 3500 человек пассажиров и членов экипажа на
протяжении всего семисуточного перехода через Атлантику со скоростью
23 узла (42,6
км./час) две 4-х цилиндровых паровых машины тройного расширения мощностью 30 000 л.с.
Кроме того, отработанный пар вращал турбину низкого давления системы Парсонса
добавляющая еще 16 000 л.с. мощности. Обеспечивали силовую установку паром 29
котлов
объединенные в 6 котельных отделений, топившиеся 159 печами, для "прокорма" которых
брали на борт в рейс 8 000 тонн угля!


  
Хроника трагедии

   О "Титанике" написано сотни книг и статей, сняты десятки художественных и
документальных фильмов, но интерес не угасает, а последний фильм Джеймса Камерона(?) с
ДиКаприо в главной роли вызвал очередной всплеск интереса к этой трагедии. Но мало кто
знает, что трагедия "Титаника" была неоднократно предсказана и если бы она не случилась,
вряд ли бы на них обратили внимание. Это погребальная песня американской поэтессы
Макгонагаллеск о судне, столкнувшемся с айсбергом, написанная в 1874 году и "провидение"
английского спиритуалиста, выдающегося газетного издателя У.Т.Стида, написавшего в 1886
году небольшой рассказ о столкновении корабля с айсбергом, из-за нехватки спасательных
шлюпок на котором привело к большим жертвам. Позднее У.Т.Стид окажется в числе
пассажиров того трагического рейса "Титаника" и на нем погибнет. Но больше всего
поражает совпадением деталей в повести "Тщетность" (1898г.) американского любителя
мистики Моргана Робертсона (1861-1915гг.). У него в повести корабль называется "Титан",
тоже принадлежит Британии, время рейса тоже апрель месяц и далее:

                                        
Водоизмещение                    
Длина                            
Максимальная скорость            
Вместимость человек             
Количество человек на борту      
Количество винтов                
Количество спасательных шлюпок   
Количество водонепроницаемых перегородок
Столкнувшийся борт
"Титаник"
60 250тонн
882 фута
24 узла
более 3000
около 2200
три    
20(1178 мест)
15  
правый
"Титан"
70 000тонн
800 футов
24 узла
около 3000
2000
три  
24(500 мест)
19
правый
 

   "Титаник", как было сказано выше, был заложен на три с половиной месяца позже
"Олимпика". Спуск на воду задержался уже на семь месяцев, а первый он же и последний
рейс "Титаник" совершил на девять месяцев позднее "Олимпика". Причины такой задержки в
наличии только одного сухого дока способного вместить только одно судно таких размеров
и незапланированные аварии с "Олимпиком", о чем я расскажу ниже. Как и "Олимпик" в
первый рейс "Титаник" вел капитан Эдвард Джон Смит, более 30 лет прослуживший на
командных должностях в штате компании и с 1904 года став коммодором компании "УАЙТ
СТАР ЛАЙН", что давало ему право командовать флагманскими кораблями компании
. Послужной список капитана Смита был не так безупречен. 27 января 1889 года пароход
"Рипаблик" под командованием капитана Смита сел на мель у входа в нью-йоркскую гавань.
В декабре 1890 года тоже участь постигла уже другой корабль "Коптик" под командой
капитана Смита неподалеку от Рио-де-Жанейро. 7 августа 1901 года на пароходе "Маджестик"
под командованием Смита возник пожар, чтобы потушить который в борту было пробито
отверстие. 3 ноября 1906 года уже, будучи коммодором компании "УАЙТ СТАР ЛАЙН" на
флагманском корабле компании "Балтик" под командованием Смита вспыхнул пожар в
трюме № 5. Трюм был затоплен водой, в результате чего пострадал груз 640 тюков хлопка
(хлопок тогда использовался в основном для изготовления пороха и считался
стратегическим сырьем
). В 1907 году Смит перешел на другой флагман "УАЙТ СТАР ЛАЙН"
лайнер "Адриатик", на котором 10 октября 1908 года четыре члена экипажа были уличены в
систематических кражах багажа пассажиров, а 4 ноября 1909 года на подходе к Нью-Йорку
лайнер напоролся на мель. Неудачи преследовали коммодора Смита и при вступлении в
командование новым флагманом компании "Олимпиком" и как закат карьеры стала трагедия
с "Титаником".


   1 апреля 1912 года капитан Эдвард Джон Смит вступил на борт и в командование
"Титаника". Вместе с ним на "Титаник" с "Олимпика" были переведены два его помощника и
ряд других специалистов, при этом старший помощник (второе по старшинству лицо после
капитана) Ульям Макмастер Мэрдок был понижен в должности, уступив свой пост Генри
Уайльду. Ходовые
испытания "Титаника" были проведены поверхностно в течение 12 часов
("Олимпик" прошел полный цикл ходовых испытаний за два дня), при этом не проводилось
шлюпочных учений, и члены экипажа не знали своих обязанностей и мест в спасательных
шлюпках в случае аварии! На лайнерах класса "Олимпик" было по 16 спасательных шлюпок
и еще по 4 складных на 1178 мест, что на 23% превышало установленные тогда нормы на
пассажирские суда водоизмещением более 10 000 тонн (не менее 960 мест). Это кажется
нелогичным, однако после трагедии с "Титаником" нормы были пересмотрены и на
современных пассажирских судах количество мест в спасательных шлюпках соответствует,
а нередко и больше количества пассажиров и членов экипажа. Но трагедии последних
десятилетий показали, что даже при
полном комплекте спасательных средств на судне ими
не всегда возможно воспользоваться.
   10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс из Саутхемптона.
Отправление лайнера совпало с забастовкой угольщиков и пасхальной неделей, поэтому
уголь собирали с других кораблей компании. При выходе в море, проходя по довольно
мелкому каналу вдоль причалов, у одного из которых стояли привязанные друг к другу
лайнеры "Океаник" и "Нью-Йорк" в следствии огромных масс воды вытесняемых корпусом
"Титаника", на лайнере "Нью-Йорк" лопнуло шесть причальных тросов и его корму стало
разворачивать поперек канала загораживая проход "Титанику". Аварии удалось избежать
благодаря находчивости и самообладанию капитана буксира "Вулкан" С.Гейлу, он быстро
завел буксир за корму "Нью-Йорка" и оттянул её от "Титаника". Здесь также следует
упомянуть, что на капитанском мостике помимо коммодора Смита находился и лоцман
Джордж Боуер, по вине которого "Олимпик" несколькими месяцами ранее столкнулся с
броненосным крейсером "Хок", о чем будет сказано ниже. Забрав пассажиров и почту в
Шербуре и Квинстауне - эти небольшие порты не могли принять такое гигантское судно,
поэтому они доставлялись на борт "Титаника" другими судами, "Титаник" взял курс на
Атлантику. Согласно "Докладу об осмотре судна..." в Квинстауне местным иммиграционным
чиновником Е.Шарпа на борту "Титаника" находилось 1316 пассажиров и 892 члена экипажа,
что вместе составило 2208 человек. На лайнерах типа "Олимпик", к которым принадлежал и
"Титаник", четвертая труба была фальшивой! В ней находились помещения для домашних
животных, перевозимых богатыми пассажирами! Труба также служила для вентиляции и
внутри неё находилась лестница, по которой кочегары могли подняться до среза трубы. При
остановке в Квинстауне кто-то
из кочегаров высунул голову из трубы и некоторыми
пассажирами это было воспринято как проделки Мефистофеля и дурной знак! В Квинстауне
покинули судно семь пассажиров, среди которых был Фрэнсис Браун, учитель, священник
"Общества Иисуса" и фотограф-любитель. Его фотографии оказались последними
сделанными до трагедии. В Квинстауне при погрузке и разгрузки почты с "Титаника" сбежал
один из кочегаров, некто Джон Коффей. Среди пассажиров первого рейса "Титаника"
находился и директор компании "УАЙТ СТАР ЛАЙН" Дж.Брюс Исмей, как показал он потом на
суде в качестве обыкновенного пассажира, хотя плыл бесплатно и занимал лучшую каюту
лайнера, которая предназначалась для истинного владельца судна американского магната
Дж. Пиерпонта Моргана, в последний момент отказавшегося от путешествия на "Титанике" по
неизвестным причинам! Однако когда лайнер покинул Квинстаун, Дж.Брюс Исмей разыскал
главного инженер-механика Джосефа Белла. О чем они говорили в превратной беседе без
свидетелей неизвестно, но на протяжении всего рейса лайнер наращивал скорость. Можно
предположить, что под давлением Дж.Брюс Исмея и при молчаливом несопративлении
коммодора Смита была попытка в первом рейсе побить лучший результат старшего брата
"Олимпика". Еще более непонятно полное игнорирование капитаном Смитом
предупреждения встречных судов о сложной ледовой обстановке по пути следования,
отсутствие биноклей у впередсмотрящих и выход лайнера в рейс с пожаром в угольном
бункере, который был потушен уже в Океане только на десятые сутки! Ходили слухи, что
пожар не тушили! По приказу Смита все двери в горящий бункер были задраены и пожар сам
потух от нехватки кислорода или после того как в бункере сгорело все, что могло гореть. При
этом якобы в бункере осталось четверо кочегаров и там они и погибли! Увы, разгадка этих
тайн находится на дне Океана. После того как в 1985 году было обнаружено место залегания
"Титаника" на грунте, а позднее проведены масштабные фотосъемки с помощью
глубоководных дистанционно управляемых аппаратов, некоторые специалисты, анализируя
полученные фотографии, пришли к выводу, что лайнер погиб не от столкновения, а именно
от пожара в угольном бункере! По их мнению, пожар до момента столкновения не был
потушен. От столкновения с айсбергом лайнер получил небольшую пробоину в носовой
части судна и оставался на плаву более двух часов, но просочившаяся вода в горящий
бункер вызвала взрыв, который разрушил обшивку в центре корпуса, что привело уже к
фатальной трагедии!


    Пока пассажиры праздно гуляли по прогулочным палубам, спали, предавались
чревоугодию и др. развлечениям предоставленных компанией "УАЙТ СТАР ЛАЙН", лайнер со
скоростью 23,5 узла (43,5 км./ч.) несся к своей погибели. 14 апреля, воскресенье. По правилам
установленные компанией "УАЙТ СТАР ЛАЙН" для своих судов по воскресениям на всех
судах компании должны были, проводится шлюпочные учения! На "Титанике" эти правила
были проигнорированы, якобы из-за сильного ветра! Однако он быстро стих, стоял
полнейший штиль, а если и дул, то только за счет движения самого судна! Примерно в 23 часа
30 минут (в различной литературе эта точка отсчета начала трагедии колеблется в пределе от
23:30-23:40) впередсмотрящий Фредерик Флит ничего, не сказав своему напарнику
Редженальду Ли трижды ударил в колокол - этот сигнал означал, что прямо по курсу судна
находится какой-то объект. Позже во время расследования Ф.Флит сообщил, что увидел
"черную массу... немного выше, чем высота полубака". Ударив в колокол, Ф.Флит позвонил
на мостик и сообщил шестому помощнику Муди: "Айсберг прямо по курсу!" Муди тут же
доложил первому помощнику Уильяму Мэрдоку который в тот момент был старшим на
мостике, капитан Смит в это время спал, не раздеваясь в штурманской рубке. Мэрдок тут же
скомандовал рулевому Роберту Хитченсу: "Лево на борт!" и перевел машинный телеграф
сначала в положение "стоп машина", а потом - "полный назад". После этого он нажал кнопку
звонка и держал её так в течение десяти секунд, согласно правилам, предупреждая о
закрытии дверей в водонепроницаемых перегородках и только после этого нажал
переключатель закрытия дверей. Но было уже поздно! Огромный лайнер с силой, равной
ударной нагрузке от 730 скорых поездов объединенных в один состав, получил скользящий
удар по правому борту, распоров обшивку примерно на 300 футов в длину (около 90 метров),
что составляло примерно треть длинны судна! Еще во время ходовых испытаний "Титаника"
было замерено, что полная остановка судна при начальной скорости 20 узлов (34 км./ч.) и
экстренном торможении винтами при переводе работы силовой установки в режим "полный
назад", судно по инерции проходит ещё 850 ярдов (777 метров), а на суде свидетели
подтвердили, что впередсмотрящий Ф.Флит увидел айсберг где-то в пределах 500 ярдов (457
метров). При снижении скорости снижалась и эффективность руля! Трагедии можно было
избежать, если бы судно выполнило поворот не снижая скорости или свести к минимуму
последствия столкновения, если бы тормозя не отворачивали от айсберга, а встретили "удар
в лоб"! Нос судна от такого удара был бы полностью разрушен, были бы жертвы и
затоплены несколько
отсеков, но судно осталось бы на плаву.
   Капитан Смит появился на мостике через минуту после столкновения, через некоторое
время туда же поднялся и Дж.Брюс Исмей. Четвертый помощник Боксхолл был отправлен на
правый борт, чтобы определить масштабы повреждений, на что ему понадобилось четверть
часа. За десять минут прошедших после столкновения вода поднялась на четырнадцать
футов (4,2 м.) выше киля в четырех первых "водонепроницаемых" отсеках. Около полуночи
капитан Смит и Томас Эндрюс - главный конструктор проекта, представляющий "Харлайд
энд Волф" на судне, спустились в низ для личной инспекции. Эндрюс как специалист сразу
же понял, что лайнер смертельно ранен и оценил время, которое продержится судно на
плаву как час-полтора. Капитан Смит поняв, что лайнер обречен, приказал определить
координаты лайнера по последнему определению положения лайнера которое было
произведено в 19:30 и сам отнес их в радиорубку. Первая радиограмма с терпящего бедствие
"Титаника" была получена радиостанцией мыса Рейс в Ньюфаундленде 0:25, десятью
минутами позже её получили два корабля: французский "Ля прованс" и канадский "Маунт
Темпл". В эту роковую ночь Атлантику по этому маршруту пересекало более 50 судов,
капитаны которых по разному реагировали на призывы о помощи. Ближе всех к гибнущему
"Титанику" находился лайнер "Калифорниэн" под командованием капитана Лорда. В 22:21
напоровшись на ледовое поле, капитан Лорд остановил судно, и легли в дрейф до утра.
Концепции круглосуточного дежурства радистов тогда не существовало и в целях
"копеечной" экономии на "Калифорниэн" был всего один радист Сирил Эванс, который
после довольно напряженного дня в 23:30 окончил свою работу, выключил радиостанцию и
отправился спать. "Калифорниэн" находилась примерно в 19 милях (35 км.) от "Титаника" и
если бы на ней сигналы бедствия были получены вовремя, она могла бы подойти к
"Титанику" когда он ещё находился на плаву!


   В 0:25 капитан Смит отдал распоряжение готовить спасательные шлюпки (через 35-45 минут
после столкновения!). Но т.к. мест в спасательных шлюпках было меньше чем количество
пассажиров и членов экипажа, только для погрузки женщин и детей! Системы оповещения
пассажиров на "Титанике" не было, поэтому новость об аварии медленно передавалась по
кораблю стюардами, обходившими все каюты и др
. помещения судна. Не обошлось без
паники и сумятицы. Первая шлюпка была спущена на воду только в 0:45! Она могла принять
65 человек, а отплыла от борта гибнущего судна имея на борту всего 28 человек! Позднее при
официальном расследовании было выяснено, что на ней находилось всего 21 пассажир!
Многие пассажиры, одурманенные рекламой, были уверенные в непотопляемости судна и
отказывались, грузится в спасательные шлюпки! Возможно это одна из причин их неполной
загрузки. Следует также отметить, что большинство членов экипажа не знало аварийного
расписания, т.е. их обязанностей в случае аварии, т.к. шлюпочные учения на "Титанике" не
проводились, да и сами спасательные шлюпки были укомплектованы не полностью. Как
потом выяснилось, на многих шлюпках не было полагающихся: компасов, фонарей, запасов
пищи и питьевой воды! Как и в любой трагический момент истории проявились сильные и
слабые стороны характера людей. Были примеры героического самопожертвования, когда
мужья, усадив в спасательные шлюпки своих жен и детей возвращались на борт гибнущего
судна. Сотни специалистов: кочегары, механики, радисты и т.п. до последней секунды
оставались на своих постах. Среди обслуживающего персонала было много 15-16 летних
мальчишек-стюардов, лифтеров... Они по праву имели возможность в числе первых занять
места в спасательных шлюпках, но остались на судне. Другие же члены экипажа, поддавшись
животному страху и забыв о своих должностных обязанностях, занимали места в шлюпках
предназначенные в первую очередь для пассажиров. В одной из шлюпок находился сэр
Космо Гордон. Когда встал вопрос, чтобы вернутся к тонущему судну, чтобы, подобрать, еще,
несколько, человек, на, сколько, это, будет, возможно, он пообещал заплатить каждому члену
экипажа находившемуся в этой шлюпке по 5 фунтов стерлингов, что в то время составляло
примерно месячное жалование матроса, чтобы не возвращаться! Позже на суде Гордон
заявит, что его предложение было всего выражением сочувствия членам команды, которые
потеряли работу и личные вещи, и он в знак признательности за спасение хотел их чем-то
отблагодарить! Когда очередная шлюпка уже была заполнена, в неё воровато оглянувшись,
прошмыгнул директор компании Дж.Брюс Исмей, бросив пароход на произвол судьбы! После
трагедии много месяцев лондонские мальчишки, пробегая под окнами дома Исмея кричали:
"Трус!" его хозяину. То гоже мнения был и суд. Многие на судне в тот момент были пьяны,
кто-то, из мужчин окутав голову шалью пытался проникнуть в шлюпку выдав себя за
женщину. Капитан Смит и его помощники, вооружившись пистолетами вынуждены были
сдерживать напор толпы, призывая мужчин "быть британцами". Среди пассажиров были и
иностранцы, которые не понимали призывов на английском языке, поэтому в отдельных
случаях приходилось стрелять в воздух, что бы навести порядок. Понятие о ценностях
перевернулось, казначей корабля майор Поштан оставив в каюте ценные бумаги на 60 000
фунтов стерлингов, предпочел захватить теплую одежду, а полковник Грейси заметив в этой
суматохе Фредерика Урайта, сообщил ему, что назначенная встреча на площадке для игры в
сквош в понедельник утром не состоится!
   Во время спуска шлюпок на воду, с борта гибнущего судна были замечены ходовые огни
приближающегося судна примерно в 5 милях (9,26 км.)! Из специального орудия была
запущена вверх сигнальная ракета белого цвета! Еще одна загадка "Титаника", в случае
аварии принято запускать сигнальные ракеты красного цвета которых на "Титанике" не
оказалось! Неизвестное судно отвернуло в сторону и, погасив ходовые огни, скрылось в
ночи. Что это было за судно и было ли оно вообще, осталось загадкой и много лет волновало
умы расследователей этой трагедии. Были предположения, что это был лайнер
"Калифорниэн", но на суде капитан Лорд отрицал, что его судно производило какие либо
маневры в ту трагическую ночь. Уже после смерти капитана Лорда были чисто случайно
обнаружены: вахтенный журнал и личный дневник капитана и владельца зверобойной
шхуны "Самсон" некто Хендрика Несса. "Припертый к стене" представителями прессы
84-летний Несс, заявил, что в день гибели "Титаника" "Самсон" возвращался домой с
браконьерского промысла тюленя. Сигналы белыми ракетами с гибнущего "Титаника" им
были восприняты как команда корабля береговой охраны остановится, встреча с которым не
сулила им ничем хорошим. Поэтому по приказу Несса были погашены ходовые огни и судно
изменило курс. 25 апреля "Самсон" благополучно добрался до Рейкьявика, и там из газет
зверобои узнали о свершившейся трагедии. Капитан собрал экипаж и объяснил им
совершенную ошибку. "Нам остается только одно - молчать!", сказал Несс своему экипажу.
"Если о нас узнают правду, мы станем прокаженными, от которых будут шарахаться все. Нас
вышибут с флота, никто не примет нас на своё судно, не подаст нам руки или корки хлеба..."
Никто не давал ни клятвы, ни присяги, но ни кто из членов экипажа не проболтался и если бы
не найденные дневник и судовой журнал, возможно об этом никто и не узнал бы. Сигнальные
ракеты с "Титаника" видели некоторые члены экипажа лайнера "Калифорниэн", но суд так и
не смог добиться вразумительного ответа, почему на них не обратили внимания. Капитан
Лорд на суде заявил, что его судно находилось в 30 милях (55,5 км.) от места трагедии и
сигнальные ракеты запущенные с "Титаника" они просто физически не могли видеть!
Сенатская комиссия была глуха и признала капитана Лорда виновным! Приговор суда был
суров, капитана Лорда лишили капитанского диплома, и еще долгих 50 лет он прожил
отшельником работая смотрителем маяка и умер в полном забвении и нищете в 1962 году в
небольшом английском городке Уоллеси.
   Когда стало очевидным финал трагедии, некоторые пассажиры предпринимали попытки
прыгать в спускаемые шлюпки, разбиваясь и калечась, сами они калечили и пассажиров
находящихся в этих шлюпках. Температура воды в месте гибели "Титаника" тогда бала минус
два градуса по Цельсию. Человек, попавший в воду погибал в течение нескольких минут и
если его успевали вытащить в спасательную шлюпку, он все равно получал травмы
вызванные переохлаждением, наносившие непоправимый урон для организма. 1:55 спущена
последняя шлюпка, но на борту тонущего лайнера оставалось еще 1500 человек! Капитан
Смит обратившись к членам экипажа сказал: "Теперь каждый сам за себя!" В 2:17 получена
последняя радиограмма с "Титаника", а в 2:18 лайнер на какое-то мгновение застыл в
вертикальном положении с высоко задранной кормой, словно исполинская башня. Раздался
оглушительный грохот, гаснет свет. Это сорвались с фундаментов машины и др. тяжелые
механизмы судна. Круша все на своем пути, они устремились к носу, унося за собой и корабль.
   Если трагедия "Титаника" одним принесла позор и бесславие, то капитан лайнера
"Карпатия" Артур Генри Ростон стал национальным героем. Лайнер принадлежал компании
"КУНАРД ЛАЙН", имел водоизмещение 13 600 тонн, скорость хода 14,5 узлов (26,85 км./ч.) и мог
принять на борт 1050 пассажиров. Команда состояла из 325 человек. 11 апреля лайнер вышел
из Нью-Йорка к Гибралтару. На судне также как и на "Калифорниэн" был всего один радист
Томас Коттам. В воскресенье у него было много работы, поэтому он задержался в радиорубке
до полуночи. Ожидая подтверждения переданного им сообщения на "Паризьен" Коттам
наткнулся на сообщение, передаваемое радиостанцией мыса Код на "Титаник". Радисту
пришло в голову проверить, получил ли "Титаник" это сообщение. Связавшись с
"Титаником" Коттам был шокирован
, когда радист "Титаника" недослушав его сообщения,
стал передавать призывы о помощи. Ошеломленный Коттам решил подстраховаться и
запросил "Титаник", должен ли он это сообщить капитану. Получив утвердительный ответ в
0:25 Коттам поднялся на мостик и доложил первому помощнику Г.Дину который был
вахтенным в это время. Вместе они ввалились без стука в каюту капитана, прервав его сон.
Когда до Ростона дошел смысл радиограммы, он пришел в ужас. "Карпатия" находилась
примерно в 55 милях (102 км.) от места трагедии. Тут же были отданы все необходимые
команды. Изменен курс корабля, главный инженер-механик Джонсон получил приказ выжать
из машины все, на что она способна, в результате принятых мер судно увеличило скорость
до 17,5 узлов (32,4 км./ч.). Были успокоены пассажиры, разбуженные усилившейся вибрацией
и шумом других приготовлений. Все пригодные помещения были очищены от ненужных
предметов и подготовлены для приема пострадавших. Готовилась пища и горячие напитки,
медикаменты и теплая одежда, поставлены дополнительные впередсмотрящие. До
последнего момента поддерживалась радиосвязь с гибнущим судном. Через три с половиной
часа после получения первого сообщения с "Титаника" (в 4:00) с "Карпатии" были замечены
фальшфейеры со спасательной шлюпки, а еще через десять минут она была поднята на борт
судна. 8:30 утра была поднята последняя шлюпка с "Титаника"(15 и 2 складных), кроме двух
перевернутых и одна шлюпка, похоже, была повреждена при спуске и затонула. При
подсчетах произведенных на "Карпатии" удалось спасти 705 человек, из них 201 были
пассажирами из первого класса, 118 из второго, 179 из третьего и 207 человек являлись
членами экипажа! Британское расследование заключило, что при подсчете было пропущено
шесть человек и общее число спасенных было 711 человек, поэтому в различной литературе
итоги этой трагедии так незначительно разнятся. Из 2201 пассажиров "Титаника" 1662 были
мужчины, спаслось 315, т.е. 19%, из женщин и детей 77,49%! Еще одна статистика, из
пассажиров первого класса спаслось 62,5%, второго 41,5% и третьего 26%! Даже на грани
жизни и смерти богатые оставались богатыми, а бедные - бедными!


Афера?

   В книге двух британских исследователей трагедии Р.Гардинера и Д.ван дер Вата "Загадки
Титаника" ("The riddle of the TITANIK") изданной в Лондоне в издательстве "Weidenfeld &
Nicolson" в 1995 году и переизданной в русском переводе московским издательством "Вече" в
1997 году выдвигается смелая гипотеза, что была проведена грандиозная афера с подменой и
утонул на самом деле не "Титаник",а его брат близнец "Олимпик"! На чем они основывают
свою гипотезу?
   Для начала немного истории: "Олимпик" был первым спущен на воду, 29 мая 1911 года
после двухдневных ходовых испытаний, представитель министерства торговли в Белфасте
Френсис Карраферс, произведший за время постройки судна более 2000 разного рода
инспекций, без колебаний выдал мореходный сертификат судну сроком на один год. Первый
рейс "Олимпика" омрачился одним неприятным инцидентом. 21 июня маневрируя у пирса
"Олимпик" зажал кормой и чуть не потопил буксир "О.Л.Халенбек". Но на этом невезения
лайнера не закончились. 20 сентября "Олимпик" зашел в Саутхемптон для пополнения
запасов угля, продовольствия и чистого белья. Двигаясь по реке Саутхемптон-вотер под
командованием капитана Смита (в последствии он командовал в трагическом рейсе
"Титаником") и лоцмана Джорджа Уильяма Боуера, на S-образном повороте вокруг мели
Брэмбл "Олимпик" столкнулся с броненосным крейсером "Хок", которым командовал капитан
Уильям Фредерик Блант. В результате столкновения, "Олимпик" получил таранный удар ниже
ватерлинии в восьмидесяти футах (24 м.) от задней мачты. Таран проделал в корпусе
"Олимпика" дыру, была разорвана обшивка на протяжении 15 футов (4,5 м.) примерно 10
рядов плит, повреждены 4 палубы. Пострадали три лопасти одного из гребных винтов, были
погнуты две секции из четырех вала винта правого борта. От просочившейся воды
пострадало содержимое рефрижераторных камер. Суд рассмотрел это происшествие и 19
декабря 1911 года вынес вердикт, исходя из которого признал виновным капитана
"Олимпика", обвинив его в небрежной навигации. Увы, по существовавшим тогда правилам
лоцман за свои ошибки ни какой ответственности не понес и компании "УАЙТ СТАР ЛАЙН"
пришлось заплатить счет, предусмотренный за ошибки лоцманов. Обвиненная компания
"УАЙТ СТАР ЛАЙН" не могла рассчитывать даже на страховую сумму, поэтому не согласилась
с вердиктом суда и побуждаемая капитаном Смитом обратилась в Палату лордов с иском.
Нанятые компанией самые крупные чины из английской адвокатуры
не смогли произвести
впечатление на лордов Адмиралтейства и 9 ноября 1914 года лорды подтвердили все ранее
вынесенные вердикты, обязав компанию "УАЙТ СТАР ЛАЙН" оплатить все судебные
издержки которые были соизмеримы со стоимостью ремонта судна. Но вернемся к
столкновению, "Олимпик" необходимо было срочно отремонтировать и единственным
местом, где это можно было сделать, был сухой док в Белфасте, где находился на достройке
младший брат "Олимпика"-"Титаник". Ремонт "Олимпика" занял шесть с половиной недель,
пропустив, таким образом, три рейса и, принеся компании "УАЙТ СТАР ЛАЙН" убытков на 250
000 фунтов стерлингов - примерно равнявшуюся шестой части стоимости корабля! Кроме
того, ранее объявленная компанией дата первого рейса "Титаника" 20 марта 1912 года была
перенесена на 10 апреля, составив задержку на три недели, но на этом приключения
"Олимпика" не закончились. 21 февраля выйдя из Нью-Йорка, 24-го числа проходя мимо
Больших Банок в 750 милях от Ньюфаундленда, "Олимпик" напоролся на затонувший
корабль и потерял лопасть винта. В те, временя корабли, нередко теряли лопасти винтов, но в
данном случае была потеряна самая большая лопасть в мире! Разбалансировка винта и
вибрация могли вызвать разрушение вала и силовой установки, три месяца ранее уже
подвергшуюся
ремонту. "Олимпик" опять был вынужден, вернутся в Белфаст, отменен
очередной рейс и график работ на достраиваемом "Титанике" был в очередной раз сорван, а
компания опять понесла значительные убытки! Подведем итоги: за девять месяцев
эксплуатации со дня спуска корабля на воду, он получил две серьезных поломки и девять
недель провел в ремонте, принеся компании огромные убытки, возможно повлиявшие в
дальнейшем на задержку с постройкой третьего судна проекта "Олимпик". Для уменьшения
срока ремонта при первой поломке, утверждается, что винт с валом и часть обшивки была
снята с достраиваемого "Титаника"! Не смотря на частые повреждения корпусов судов в те
времена и подобный ремонт был сравнительно легкой и рутиной операцией для "Харланд
энд Вольф" с нее  15-тысячным штатом работников. Однако ремонт "Олимпика" был
произведен в рекордно короткие сроки - всего за шесть недель! Именно тогда оба брата
близнеца какое-то время находились рядом и посторонний наблюдатель с трудом мог бы
точно определить "ху ес ху"! Доски с
названиями судов были небольших размеров и еле
различимые на расстоянии, что хорошо видно на фотографиях того периода. Именно здесь и
могла, состоятся замена досок с названиями судов и всех др. предметов несших название
судна, а их было не так много: спасательные круги и шлюпки..., по мнению авторов книги!
Посуда и белье несли символику только компании "УАЙТ СТАР ЛАЙН". Мотивы? Деньги и
восстановление подмоченной репутации компании! Почему бы не поменять местами эти два
корабля и запустить кое-как залатанный "Олимпик", способный идти только в спокойном
море, в "первый рейс" под именем "Титаник", на встречу ледовым полям, "подстраховывая"
его другими судами компании. После гибели "Олимпика", за который была получена
страховка,"Титаник" проплавал под именем своего брата ещё двадцать три года! Увы, в
пользу этой гипотезы играет поверхностно проведенное расследование трагедии гибели
"Титаника" по "горячим следам" и некоторые  др. непонятные факты. Возможно, эта гипотеза
так и останется неразгаданной загадкой XX века.


   1 сентября 1985 года экспедиция, под руководством доктора Роберта Балларда, обнаружила
место залегания "Титаника" на дне Атлантического океана на глубине 3750 метров. За 10 лет
было проведено несколько экспедиций к месту гибели "Титаника", более дюжины
погружений. В 1986-87гг. была проведена обширная фоторазведка, а в 1991 году съемка
широкоформатного фильма. Было поднято 3600 различных предметов, начиная от посуды,
личных вещей пассажиров и, кончая колокола с "вороньего гнезда" (наблюдательная
площадка впередсмотрящих на передней мачте) сигнал, которого возвестил о роковом
айсберге. Но как заявил Р. Баллард ни на одном из поднятых предметов не было никаких
надписей подтверждающих принадлежность этих предметов именно "Титанику"!
Кропотливые поиски так и не позволили обнаружить кормовую плиту с названием судна,
была обнаружена водонепроницаемая переборка, которая отсутствует на плане "Титаника"!
Правда официально все чертежи и планы "Титаника" сгорели во время Второй Мировой
войны в результате немецкой бомбардировки, но также загадочно исчезла и вся другая
документация по этим двум кораблям компании "УАЙТ СТАР ЛАЙН". По отснятым фото и кино
документам видно, что "Титаник" лежит на грунте именно на том борту, где должна находится
пробоина от столкновения с айсбергом и в тоже время хорошо видно отверстие у носа
напоминающее результат взрыва! Путаницу вносит и внешний вид судна. Братья близнецы
"Олимпик" и "Титаник" небыли полностью "молочными" и имели некоторые конструктивные
отличия. Закрытая часть палубы "В" на "Титанике" была длиннее и окна в ней были
различной ширины. В процессе постройки "Титаника" Дж.Брюс Исмею пришло в голову
установить на палубе "А" защитные экраны с открываемыми окнами защищавшие
пассажиров первого класса от морских брызг. На затонувшем судне этих экранов обнаружено
не было. Отсутствуют они и на многих фотографиях "Титаника" опубликованных в
различных изданиях, при детальном и внимательном изучении на самом деле оказывались
фотографиями брата близнеца "Олимпика", а на двух из 170 опубликованных вообще была
"Лузитания"! Вопросы вызывает, почему при расследовании трагедии гибели "Титаника"
никаким образом не была затронута финансовая деятельность в проекте американского
магната Дж.Пиерпонта Моргана, истинного владельца судна и почему на кануне рейса он и
ещё 54 пассажира отказались от путешествия на "Титанике"? Почему компанией "УАЙТ СТАР
ЛАЙН" были подкуплены двое членов экипажа находившиеся в момент трагедии на 
капитанском мостике и сумевшим спастись? Какую тайну они должны были сохранить?
Почему капитан "Титаника" проигнорировал как минимум три врученных ему из шести-семи
полученных предупреждений от встречных судов о сложной ледовой обстановке по пути
следования судна, не только не приказал снизить скорость, но и на протяжении всего рейса
наращивали её? Почему у впередсмотрящих в "вороньем гнезде" не было биноклей? Почему
"Титаник" вышел в рейс с пожаром в угольном бункере и т.д. и т.п.


   P.S. С началом Первой Мировой войны большинство супер лайнеров были
мобилизованы на военную службу и превращены в крейсера, транспорты, плавучие
госпитали. На многих кораблях еще при строительстве предусматривалась установка орудий
в случае их военного использования. Не обошла стороной военная судьба и братьев
близнецов "Титаника". Старший брат "Олимпик" в самом начале войны спас экипаж
подорвавшегося на мине корабля "Одейсеш" и всю войну проработал в качестве транспорта,
доставляя тысячи солдат в районы боевых действий, не смотря на охоту немецких
подводных лодок за суперлайнерами. Однажды они выследили "Олимпик" и выпустили по
нему торпеду, но рулевой успел резко переложить руль и торпеда буквально в нескольких
десятках см. прошла от борта судна. Но на этом приключения не закончились, сигнальщики
заметили всплывающую подводную лодку. Торпеды тогда были еще не надежные и многие
капитаны подводных лодок, всплыв, расстреливали невооруженные гражданские суда из
пушек. Капитан направил "Олимпик" на таран и острый нос лайнера рассек корпус подводной
лодки на пополам. Судьба младшего брата "Гигантика", а после гибели "Титаника"
переименованного в "Британик" (по древнегреческой мифологии гиганты вместе с титанами
подняли бунт против олимпийских богов и потерпели поражение) сложилась менее удачно.
Его строительство и доводка затянулась до 1915 года. Он был превращен в плавучий
госпиталь и отправлен в Эгейское море, где 21 ноября 1916 года подорвался на мине и
затонул. После Первой Мировой войны началось строительство новых трансатлантических
лайнеров работающих на жидком топливе, старичок "Океаник" уже не в состоянии был с ними
конкурировать и в 1919-20 годах был переоборудован для транспортировки нефти и в таком
виде проплавал до 1935 года, а в 1937 году был разобран. За более чем четверть века
эксплуатации "Олимпик" получил кличку "Надежный старина", несмотря на то, что в 1924 году
врезался кормой в пароход "Форд Джордж" в нью-йоркской гавани и в 1934 году столкнулся в
тумане с плавучем маяком, в результате чего погибло семь моряков.

В.П.Савельев, г.Радужный, Владимирская обл.   
    
Примечания:
Узел - еденица измерения скорости судна = 1 морской миле в час.
1 морская миля = 1852 метрам.
1 фут = 304,8 мм.
1 ярд = 914,4 мм.
1998 г.   

 
Творческий сайт Александра Иванова